Фильмография:
1918 Заживо погребённый
1918 А он, мятежный, ищет бури...
1925 Закройщик из Торжка
1926 Процесс о трёх миллионах
1933 Черный барак
1935 Подруги
1938 Друзья
1938 Человек с ружьём
1941 Валерий Чкалов
1944-1945 Иван Грозный
1956 Безумный день
1956 Обыкновенный человек
1957 Дон Кихот
1959 Загадка Н.Ф.И.
1969 Похищение
1972 Любимые страницы - фильм-спектакль
1972 Шторм - фильм-спектакль |
БИРМАН
Серафима Германовна
29.07 (10.08) 1890, Кишинёв – 11.05.1976, Ленинград
Народная артистка РСФСР (1946)
Заслуженная артистка Узбекской ССР (1943)
Лауреат Сталинской премии I степени (1946, за роль в фильме «Иван Грозный»)
Кавалер двух орденов Трудового Красного Знамени (1947, 1948)
Кавалер ордена «Братство и единство» (1946, Югославия)
Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), «В память 800-летия Москвы» (1947), «За доблестный труд. В ознаменования 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» (1970)
Детство и юность
Мама будущей актрисы Серафимы Бирман Елена Ивановна в девичестве Ботезат - родом из зажиточной молдавской семьи. Елена Ивановна обучалась в институте благородных девиц, рано вышла замуж, родила двух дочерей и уже в 19 лет овдовела. После этого она второй раз вышла замуж. Её избранником стал штабс-капитана 51-го резервного пехотного батальона в отставке Герман Михайлович Бирман. За свою службу он был пожалован личным дворянством. В этом браке 29 июля (по старому стилю) 1890 года и родилась Серафима. А чуть позже в семье появился ещё один ребёнок – Николай, младший брат Серафимы.
Серафима Бирман окончила с золотой медалью кишинёвскую гимназию. На лето она отправилась в село Чернолёвка погостить у сестры, которая работала врачом в местной больнице. Там девушка проявила свои актёрские данные, устраивая по вечерам представления для местных жителей. Серафима обладала неординарной внешностью, совершенно далёкой от идеалов женской красоты: орлиный нос, некоторая сутулость и неуклюжесть в движениях. Однако выступая, она преображалась, притягивала к себе взгляды, буквально завораживала зрителей.
Тут же выяснилось, что сестра Серафимы, будучи студенткой медицинских курсов в Санкт-Петербурге, приняла год назад участие в массовке спектакля. Постановку осуществлял Константин Станиславский, приезжавший в Санкт-Петербург на гастроли. Сестра-то и посоветовала Серафиме поступать в Московский Художественный театр.
Обратил внимание на талантливую девушку и владелец имения в Чернолёвке К. Ф. Казимир. Его, как и многих, покорил талант Серафимы, и он согласился оплатить первый год обучения в театральной школе. В результате в 1908 году она отправилась в Москву и одновременно поступила в Драматическую школу А.И. Адашева (где ей довелось учиться с Евгением Вахтанговым) и на историко-филологический факультет Высших женских курсов Герье.
Театр – дореволюционные годы
После окончания театральной школы Адашева Серафима Бирман в 1911 году поступила в МХТ. Принимал её лично Константин Сергеевич Станиславский, который, в отличие от других членов комиссии разглядел в этой, на первый взгляд, несуразной, неуклюжей девице огромный потенциал, настоящий актёрский талант, редчайший самородок. Рассказывают, что он, глядя на её этюд, воскликнул своё знаменитое «Верю!». В последствии Серафима Бирман всю жизнь боготворила своего учителя и наставника. Под её руководством она выросла в большую звезду сцены.
Дебютом Серафимы Бирман на сцене МХТ стала роль Гортензии в спектакле «Хозяйка гостиницы» по пьесе Карло Гольдони. В 1913 году Станиславский открыл при театре студию, получившую название 1-й студии МХТ. В рамках этой студии Серафима принимала участие в постановках «Гибель надежды» и «Праздник мира».
На основной сцене МХТ Серафима Бирман продолжала активно выступать до самой революции. Она играла Леночку Лобастову в спектакле «Смерть Пазухина» по Салтыкову-Щедрину, Перепелицыну в спектакле «Село Степанчиково» по Достоевскому и другие роли. Параллельно театральной деятельности Серафима в годы Первой мировой войны работала сестрой милосердия.
Театр – 20-е – 30-е годы
Полноценная деятельность МХТ возобновилась в начале 20-х годов. В 2024 году 1-я студия МХТ превратилась в самостоятельный театр, получивший название МХАТ 2-й. Дирекцию театра возглавил Михаил Чехов. Серафима Бирман стала одной из ведущих актрис труппы. В последующие годы она создала на сцене ряд ярких образов: Халдейка, Машка и «аглицкая девка Меря» в спектакле «Блоха» по рассказу Николая Лескова «Левша», Вдовствующая королева в спектакле «Эрик XIV» по пьесе Стриндберга, королева Анна Стюарт в спектакле «Человек, который смеётся» по пьесе Виктора Гюго, Улита в спектакле «Тень освободителя» по Салтыкову-Щедрину, Виоланта в спектакле «Испанский священник» по Флетчеру.
Как можно заметить, в репертуаре преобладала классика, нарождающуюся советскую драматургию театр практически игнорировал. Поначалу это вело к нареканиям в прессе, а затем начали накаляться отношения между властными структурами и руководством театра. Обострялась обстановка и в самом руководстве театра. В 1928 году Михаил Чехов покинул Советский Союз, труппа стала подвергаться постоянной травле, а репертуар был объявлен не соответствующим идеологии партии. В итоге в 1936 году театр был закрыт.
После закрытия МХАТа Серафима Бирман перешла в Театр Московских профсоюзов (Театр МОСПС). Там она проработала пару лет в качестве актрисы и режиссёра. Одной из самых ярких её работ этого периода стал спектакль «Васса Железнова» по пьесе Маскима Горького. Серафима Бирман поставила спектакль и исполнила в нём главную роль.
В 1938 году Серафима Германовна стала одним из основателей Московского драматического театра имени Ленинского Комсомола, сцене, которого посвятила двадцать лет своей жизни. Но об этом чуть позже…
Кино – работы довоенного периода
В кино Серафима Бирман дебютировала ещё в 1918 году. Она сыграла эпизодическую роль в драме «А он, мятежный, ищет бури...» и леди Энтуистл в комедии «Заживо погребённый». К сожалению, оба фильма не сохранились.
Основная кинематографическая деятельность актрисы пришлась на 20-е-30-е годы. Она приняла участие в таких известных кинолентах, как: «Закройщик из Торжка» (соседка вдовы Широнкиной), «» (дама с розой за столиком), «Девушка с коробкой» (мадам Ирэн). Благополучно преодолев барьер между немым и звуковым кино, Серафима Бирман создала яркий образ жены Сибирцева в революционной драме «». А перед самым началом войны актриса появилась в эпизодической роли американки в знаменитом фильме «Валерий Чкалов».
«Иван Грозный»
Звёздной работой Серафимы Бирман на экране стать роль Ефросиньи Старицкой, тётки царя в исторической драме Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». Первоначально на эту роль режиссёр планировал . Предстояло создать сложный, драматический образ, одну из центральных фигур фильма. Однако против кандидатуры Раневской выступило руководство в лице министра кинематографии Ивана Большакова, указавшего на явные семитские черты актрисы. Эйзенштейну ничего не оставалось, как принять это и заменить Раневскую на Бирман. Стоит заметить, что к внешности Серафимы вполне можно было выдвинуть те же претензии…
Как бы то ни было, но Серафима Бирман великолепно справилась с задачей. В январе 1945 года на экраны вышла первая серия фильма, ставшая одним из самых значительных событий не только в советском, но и в мировом кино. Создатели и актёры (а в их числе и Серафима Бирман) были удостоены Сталинской премии I степени.
Год спустя были завершены съёмки второй серии «Ивана Грозного». Однако этот фильм был подвергнут резкой критике руководства партии, Эйзенштейн был обвинён в невежестве при изображении исторических фактов. Вторую серию «положили на полку», а вскоре сняли с проката и первую. В итоге премьера второй части состоялась лишь спустя несколько лет после смерти Сталина - в 1958 году.
Театральная актриса
Работ в кино у Серафимы Бирман не так много. Говорят, что она не питала к кинематографу сильной любви. Она не была в восторге от эпизодов в фильмах 30-х годов, не понимала и не принимала методов Эйзенштейна на съёмках «Ивана Грозного». Актриса не любила импровизаций, готовилась к кинороли основательно, по театральному. Для киношников она была чужой – слишком щепетильной, болезненной к нарушению этикета, собственного пространства.
А вот театр для Серафимы Бирман всегда был родным домом, а, точнее сказать, храмом. С каким трепетом она относилась к сцене! Рассказывают, что когда однажды одна молодая актриса бесцельно прошлась по сцене, Серафима Германовна задохнулась от возмущения: «Как вы посмели вразвалочку пройтись по сцене?! Станиславский ходил по сцене на цыпочках! Где вы, где Станиславский?!».
Как уже говорилось, в 1938 году Серафима Бирман стала одним из основателей МДТ имени Ленинского Комсомола. Этой сцене актриса прослужила до 1958 года, играла такие роли, как: Мария Эстераг в спектакле «Мой сын», Софья в спектакле «Зыковы», Полина Францевна Сюлли в спектакле «Парень из нашего города», Фанни Ферелли в спектакле «Семья Ферелли теряет покой», Анна Григорьевна Греч в спектакле «Так и будет», мать Ани в спектакле «Дни и ночи», Кашперская в спектакле «Колесо счастья», госпожа Динеску в спектакле «В доме господина Драгомиреску», фрау Кетвинг в спектакле «Суд» и др.
В 1959 году Серафима Германовна перешла в труппу Театра им. Моссовета. Там она прослужила до 1972 года. По сравнению с театром Ленинского Комсомола работ было меньше. Тем не менее, актриса запомнилась по спектаклям: «Леший» (Войницкая), «Цезарь и Клеопатра» (Фтататита), «Дядюшкин сон» (Карпухина), «Шторм» (Пожилая учительница), «Жизнь Сент-Экзюпери» (Мари Сент-Экзюпери).
Что же касается кинематографа, то после «Ивана Грозного» Серафима Бирман десять лет не появлялась на съёмочной площадке. Актриса говорила, что приглашали её в основном на роли комические, от которых она отказывалась. Она не хотела быть «фарсейкой», актрисой, вымогающей смех у зрителей. Даже комедийная роль должна была быть, по её убеждению, человечной.
Во второй половине 50-х она всё же порадовала своих поклонников несколькими работами в фильмах. В мелодраме «Обыкновенный человек» режиссёра Александра Столбова она создала комедийно-гротесковый образ Констанции Львовны, а в приключенческой комедии Андрея Тутышкина «Безумный день» - тонкий, беззаботный, убаюкивающий образ врача дома отдыха Анны Павловны. И стало очевидно, что кинематограф упустил великолепную актрису, не уступающую самой Фаине Раневской.
Кстати, Серафиму Бирман нередко сравнивали с Раневской, даже называли её тенью, что совершенно некорректно, ибо каждая была личностью. Соперничество между актрисами было напряжённым. Поначалу их путали, из-за некоторого сходства. Затем Раневскую прославил кинематограф, с которым у Бирман не очень-то складывалось. Кино также стало причиной их конфликта – Раневская не на шутку обиделась за отказ в съёмках в «Иване Грозном». Судьба же распорядилась так, что последнюю часть своей жизни обе актрисы прослужили одной сцене – театру им. Моссовета.
Личная жизнь, последние годы
Большую часть своей жизни Серафима Бирман прожила в Москве на улице Огарёва. Её мужем был журналист и писатель Александр Таланов. В 1969 году Таланов ушёл из жизни. Это стало для Серафимы Германовны тяжёлым ударом, поводом к развитию психического заболевания. В 1972 году актриса ушла из театра, наследников у неё не было, друзья канули в небытие. Позже, совершенно беспомощную, наполовину ослепшую и плохо осознающую окружающую действительность, её отвезла в Ленинград племянница и поместила в сумасшедший дом.
Находясь в сумасшедшем доме, Серафима Германовна продолжала чувствовать себя актрисой. Она вместе с соседями по палате пыталась репетировать «Синюю птицу», мечтая показать свою работу любимому Станиславскому, которого не было в живых уже почти четыре десятилетия…
11 мая 1976 года Серафима Германовна скончалась. Похоронили её в Москве в колумбарии Новодевичьего кладбища рядом с мужем.
Игорь BIN
Использованные материалы:
материалы Википедии, Дзен. |