1955 Вольница
1956 Карнавальная ночь
1956 Весна на Заречной улице
1957 Девушка без адреса
1959 Жажда 1959 Майские
звезды 1959 Неподдающиеся
1960 Алешкина любовь
1960 Леон Гаррос ищет
друга 1961 Любушка 1961 Наш общий друг 1961 Человек ниоткуда
1962 Гусарская баллада 1962 Королева бензоколонки 1962 Ход конем 1963
Приходите завтра...
1963 Ты не один
1964 Ко мне, Мухтар!
1965 Дайте жалобную книгу
1965 Спящий лев
1968 Переходный возраст
1970 В Москве проездом
1970 На дальней точке
1971 Лето рядового Дедова
1971 Старики-разбойники
1972 Стоянка поезда - две минуты
1973 Будни уголовного розыска
1973 Нейлон 100%
1974 Если это не любовь, то что же? 1974 Кыш и Двапортфеля 1975
Принимаю на себя
1976 Сто грамм для храбрости
1977 Про Красную Шапочку
1978 Дипломаты поневоле
1978 Женщина, которая поет 1978 Осенние колокола 1981 Похищение века
1988 Двое и одна 1992 Рождество Анны
БЕЛОВ Юрий Андреевич
31.07.1930 Ржев, Калининская область - 31.12.1991 г.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации "Премии для актеров"
за 1960 год
ВГИК
В 1955 году Юрий Белов
окончил ВГИК (мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой) и стал актером Театра-студии
киноактера.
Надежда РУМЯНЦЕВА: "Я с ним много училась. Я пришла на
третий курс во ВГИК к своему же педагогу Ольге Ивановне Пыжовой из ГИТИСа. Первый
человек, который меня встретил вот такой вот улыбкой - был Юра Белов. Впечатление,
которое всю свою жизнь я несу о Юре - это было огромное море доброты. Потом, он
был, конечно, безумно смешной и очень обаятельный человек".
Лучшие работы в кино
Уже через год после окончания ВГИКА Юрий стал знаменит благодаря роли Гриши
в комедии «Карнавальная ночь». Затем в течение семи лет один за другим на широкий
экран вышли фильмы с участием актера, которые закрепили его успех среди зрителей
и сделали Юрия Белова одним из самых популярных актеров советского кино. Среди
них: «Весна на Заречной улице» (Женя Ищенко), «Девушка без адреса» (Митя Савельев), "Неподдающиеся"
(Толя Грачкин), "Алешкина любовь", "Приходите завтра" (Володя).
Невозможно передать словами те теплые
искренние чувства, которые переполняют душу, когда смотришь фильмы с его участием.
Его героев отличали вечная улыбка, шутки, розыгрыши и потрясающее жизнелюбие.
Даже в небольших, эпизодических ролях Юрий Белов излучал свет. Его героев не всегда
можно было назвать "положительными" и тем более "эталонными",
но бесконечное обаяние актера располагало к ним моментально.
Дальнейшая судьба в кино
Однако с середины 60-х годов Юрия Белова перестают приглашать
на главные роли. Уже после смерти артиста журналист Владимир Мартынов поведал
историю: "Юрий Белов рассказал мне историю своего перелома во взаимоотношениях
с кинематографом. Это все, наверное, не достоверно, этому нет никаких фактических
подтверждений, но, вот дословно, что Юрий Белов рассказал мне. "В 1964 году,
когда я снимался у Эльдара Рязанова в фильме "Дайте жалобную книгу",
на каком-то банкете я сказал про Никиту Сергеевича Хрущева, что его, вроде бы,
скоро снимут. И потом просто приехали люди в белых халатах, один со смирительной
рубашкой и увезли меня в сумасшедший дом на пол года. Причем, Хрущева, как мы
знаем, действительно сняли. А потом, когда я вышел, кому я нужен. Во-первых, неблагонадежный,
а во-вторых не совсем здоровый - псих, когда вокруг полно здоровых и политически
грамотных" - горько рассказал мне Юрий Белов."
Теперь его уделом
стали лишь роли третьего плана да короткие эпизоды, как, например дед в фильме
сказке "Про Красную Шапочку". Как писал об актере журнал "ТВ-парк":
"Хочется вспомнить Юрия Андреевича, человека очень доброго и очень хорошего.
Как он любил море и дальние путешествия к нему на мотоцикле со своей женой Светой,
какие сочинял фантастические, невероятно чудные и потешные истории! Он не держался
за славу, когда она ушла от него и наступило бездействие, он любил свою работу
и до последнего мечтал о ней, был застенчив и очень раним".
Леонид
ФИЛАТОВ: "Судьба мало ему предлагала ролей, которые были бы замечательно
выписаны, уже заранее так на бумаге был бы прогнозируемый успех этих ролей. Он
их делал сам. И, может быть поэтому, он так был дорог режиссерам потому, что он
из "ничего" мог сделать "что-то" за счет своего безграничного
обаяния. Была такая картина Евгения Ташкова "Приходите завтра" со знаменитой
Екатериной Савиновой. Но, когда говоришь о картине, разумеется, люди сразу вспоминают
Екатерину Савинову, поскольку она главная героиня, Анатолия Папанова, который
играет главную мужскую роль в этой картине. Но вспоминают также, непременно, и
дуэт - Александр Ширвиндт и Юрий Белов. Крохотный эпизод, где двое студентов -
хохмачей, как бы принимают экзамен в качестве педагогов у молоденькой абитуриентки,
которую играет Екатерина Савинова".
В 80-е годы Белов практически не
снимался. За целое десятилетие он появился на экранах всего лишь в четырех картинах,
и везде это были эпизоды. Последний его фильм датирован 1988 годом - "Двое
и одна". В нем Белов снимался уже будучи тяжело больным.
"Странный" человек
Светлана ШВАЙКО, вдова Юрия Белова: "Он однажды пригласил
меня в гости, причем в восемь утра. Раздался телефонный звонок. Это было поздней
осенью. Я в темноте подошла к телефону и не сразу поняла кто звонит. Оказалось
это был Юра. "Приезжайте ко мне" - сказал он. "Можно через час"
- ответила я. "Хорошо" - сказал он. Юра перезвонил через час, рассказал
где он живет. Я поехала на троллейбусе. Приехала. Запах кофе. И больше я оттуда
не уехала. Осталась навсегда с ним. Кто бы мне сказал тогда, что пройдет немного
времени и ты станешь женой Юрия Белова. Как-то все в театре мы пробегали мимо.
Я не думала, что он меня замечает. Потом, через несколько лет у нас родился сын.
Родился слабым. Он у нас спал на балконе, мы его прозвали "Балконский".
Ездили все время путешествовать на мотоцикле. Он прожил свои отроческие годы там
на Курилах и всю жизнь мечтал о Японии. Он безумно любил море, океан, плавал под
водой среди рыб. Это его среда…
Юрий был потрясающим рассказчиком, уникальным,
можно сказать. Я не знаю, где он выдумывал, а где - нет. У него все сливалось
воедино. Его педагоги Борис Владимирович Бибиков и Ольга Ивановна Пыжова, которая
умерла тогда, когда я общалась с Борисом Владимировичем. Борис Владимирович говорил:
"Юра может рассказать, кто жил 2000 лет тому назад, или будет жить 2000 лет
вперед, по фамилиям назовет, но что будет в этой жизни он не знает. Он не от мира
сего. Он странный". Это было просто приклеено к нему. Он странный".
Леонид
ФИЛАТОВ: "Странный человек. Чем же он был странен, Юрий Белов. Тем, что был
добр, был искренен, тем, что никому не желал зла, что никогда ни про кого не сказал
ни одного дурного слова, не матерился, не сплетничал, не ставил друзьям подножку,
никого не "подсиживал" в плане ролей, никому не переходил дорогу, равнодушен
был к званиям и поэтому никогда их не имел. Странный человек жил среди нас по
имени Юрий Белов. Странный, в особенности, по понятиям сегодняшних людей".
31
декабря 1991 года по Центральному телевидению должны были показывать "Карнавальную
ночь". Обычно всегда, когда эту картину демонстрировали по ТВ, актер садился
к телевизору и смотрел ее, вспоминая свою молодость. Но в тот день он ее не дождался
- его сердце остановилось.
Светлана ШВАЙКО, вдова Юрия Белова: "Это
произошло 31 декабря 1991 года... Похоронить его я смогла только на девятый день
потому, что столько умерло за эти дни, а потом еще и за Рождество, что не было
возможности. Что я хочу сказать, что ни "Мосфильм" ни Союз кинематографистов
не были на похоронах".
Ни званий, ни наград, ни премий у Юрия Белова
не было.
Использованные материалы: Энциклопедия кино Кирилла
и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис 2000); Юрий Белов биография (сайт http://pagesofmemory.narod.ru);
а также фото с сайтов: http://www.kulichki.com, http://photo.bynet.ru