1983 Этот негодяй Сидоров
1984 Жестокий романс
1985 Не ходите девки замуж
1987 Время летать
1987 Забытая мелодия для флейты
1988 Долой коммерцию на любовном фронте, или Услуги по взаимности
1988 Защитник Седов
1989 Лестница
1990 Мордашка
1990 Повесть непогашенной Луны
1991 Ближний круг
1991 Летучий голландец
1991 Небеса обетованные
1991 Сказка на ночь
1991 Дети, бегущие от дождя
1992 22 июня, ровно в 4 часа...
1992 Помнишь запах сирени...
1993 Лихая парочка
1995 Ехай!
1995 Ширли-мырли
1998 Незримый путешественник
2000 ДМБ
2000 ДМБ - 002
2001 ДМБ - 003
2001 ДМБ - 004
2001 ДМБ: Снова в бою
2001 Сыщики-1
2002 Смотрящий вниз
2003 Северный сфинкс
2003 Теория запоя
2004 Усадьба
2007 12
2009 Мертвые души - фильм-спектакль
2014 Дурак
АРЦЫБАШЕВ
Сергей Николаевич
14.09.1951, село Калья Свердловской обл. - 12.07.2015, Москва
Народный артист России (2005)
Заслуженный деятель искусств РФ (1992)
Лауреат Государственной премии РФ (1996)
Лауреат Государственной премии РФ (1999, за театральную постановку
"Женитьба" по пьесе Н.В.Гоголя)
Учеба
Сергей Арцибашев родился 14 сентября 1951 в селе Калья Свердловской
области. Он окончил Уральский политехнический техникум, а затем
актерский факультет Свердловского театрального училища (1976, курс
В.Козлова).
Актерское образование Сергей Арцибашев продолжил в Москве, в ГИТИСе,
на курсе М.О.Кнебель. Здесь же, в ГИТИСе, Арцибашев впервые попробовал
себя на режиссерском поприще. Его первыми шагами стали две учебные
работы - постановка новелл «Женщины и дети» А.Володина и «Любовь»
Л.Петрушевской. Позже к ним добавилась постановка новеллы «Два пуделя»
С.Злотникова, и получился дипломный спектакль Арцибашева «Надежды
маленький оркестрик», выпущенный в 1981 году на сцене Театра на
Таганке. Все мужские роли в спектакле играл сам Арцибашев, для которого
режиссура и актерство всегда были неразделимы.
Театр. Начало творческой деятельности
В 1981 году, по окончании ГИТИСа, Сергей Арцибашев был приглашен
Ю.П.Любимовым в Театр на Таганке. В стенах Таганки Арцибашев работал
и в качестве актера, и в качестве режиссера. Театралы помнят его
роль Актера в эфросовском спектакле «На дне» по Максиму Горькому
(1984). Вместе с Любимовым он репетировал «Бориса Годунова» А.Пушкина,
а с А.Эфросом – «Полтора квадратных метра» по повести Б.Можаева.
Вместе с Эфросом Сергей Арцибашев набрал заочный актерско-режиссерский
курс в ГИТИСе, на котором поставил учебный спектакль «Уроки музыки»
Петрушевской, затем вошедший в репертуар театра им. Маяковского
(1989). Сотрудничество с этим театром началось в 1987, когда Арцибашев
выпустил здесь «Жанну» А.Галина. Еще один спектакль, нашедший пристанище
в театре им. Маяковского (на сцене Филиала), «Фарс только для взрослых,
или Сказка о мертвой царевне» Н.Коляды (1992) - учебная работа,
сделанная Арцибашевым со студентами курса А.Гончарова.
Главный режиссер
С юных лет Сергей Арцибашев был уверен, что его ждёт успех. Ещё,
будучи студентом театрального училища, он заявил, что через 10 лет
будет главным режиссёром театра. Его слова сбылись чуть позже -
главным режиссером он стал в 37 лет, возглавив в 1989 году Московский
театр Комедии. В 1991 году театр комедии был реорганизован в Российский
Государственный театр на Покровке, где Сергей Николаевич стал одновременно
и художественным руководителем и главным режиссером и актером.
Возглавив театр на Покровке, Арцибашев неизменно исполнял главные роли во всех
своих спектаклях. Среди его героев - Гамлет, Ленин, Мольер. Создавая репертуар
Сергей Николаевич всегда следовал правилу: не обращаться к одному автору дважды.
За все годы исключение составил лишь Гоголь: его «Женитьбу» Арцибашев выпустил
в 1996 (после «Ревизора»), собрав в своем спектакле антепризно-звездный состав,
в котором блистали Игорь
Костолевский, Инна Ульянова
и другие выдающиеся актеры. Критик Ю.Фридштейн писал об этой постановке: «Пойдя
«за Эфросом», Сергей Арцибашев сделал свой спектакль... еще более трагичным, а
описанное у Гоголя «совершенно невероятное событие» еще более невероятным, еще
более желанным и - еще более несбыточным. Ни в чем своего великого предшественника
не повторив, Арцибашев поставил эту пьесу как бы «двадцать лет спустя»».
Благодаря творчеству Сергея Николаевиа название «Театр на Покровке»
стало равносильно названию «Театр Сергея Арцибашева». Под его руководством
были поставлены «Гамлет» У.Шекспира (1997), «Пастух» А.Максимова
(1998), «Кабала святош» М.Булгакова (1998), «Карантин» («Болдинская
осень») Д.Крымова и С.Арцибашева (1999).
Параллельно Сергей Арцибашев ставил спектакли в других московских
театрах. Он сотрудничал с Театром «Новая опера» (1998, «Евгений
Онегин»), Центральным Академическим Театром Советской Армии (1981,
«Стрелы Робин Гуда» по В.Скотту).
С 2002 года Сергей Николаевич возглавил Театр им. Маяковского,
с которым сотрудничал уже много лет (еще в период с 1987 по 1992
год Сергей Николаевич ставил там несколько спектаклей).
Кино
В кино Сергей Арцибашев снимается с 80-х годов. Как и все актеры, он мечтал
о главных ролях, но вышло так, что режиссёры использовали его талант комедийного,
характерного артиста в ролях второго плана. Созданные Арцибашевым образы надолго
запоминались зрителям. Это и заворовавшийся кассир Гуляев, выдающий себя за банкира,
в фильме «Жестокий романс», и Алексей Акимович Икшанов в мелодраме «Забытая мелодия
для флейты», и работник ЗАГСа в комедии «Ширли-мырли», и, конечно же, прапорщик
Козаков в серии фильмов «ДМБ».
Многим запомнили нетленные выражения его героя: «Армия не просто доброе слово,
а очень быстрое дело» и «Отсюда, ребятки, наша родина диктует свою непреклонную
волю остальному мировому сообществу».
В 2007 году Сергей Николаевич мастерски сыграл роль одного из двенадцать присяжных
заседателей в нашумевшей картине Никиты
Михалкова «12». Последней работой Сергея Арцибашева в кино стала роль руководителя
департамента здравоохранения Тульского в социальной драме режиссера Юрия Быкова
«Дурак».
Игорь BIN
Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис2000);
Сергей Арцибашевhttp://actors.km.ru;
Арцибашев Сергей Николаевич http://www.krugosvet.ru