Актеры советского и российского кино


ИСТОРИИ * ИНТЕРВЬЮ * ОБОИ * ГОЛОСОВАНИЕ-АКТЁРЫ + ГОЛОСОВАНИЕ-ФИЛЬМЫ
АКТЁРЫ ПО ГОДАМ РОЖДЕНИЯ * ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПОДБОРКИ ФИЛЬМОВ * ФИЛЬМЫ по ГОДАМ

Аросева Ольга Александровна_Фото_Актеры советского и российского кино

Фото Ольги Аросевой

Фильмография:

1948 Драгоценные зерна
1949 Великая сила
1951 Белинский
1954 Мы с вами где-то встречались
1955 Урок жизни
1956 Безумный день
1956 Это начиналось так…
1957 Девушка без адреса
1959 Аннушка
1962 Яблоко раздора
1963 Короткие истории
1964 Все для вас
1966 Берегись автомобиля
1966 В городе С
1966 Не самый удачный день
1968 Встречи на рассвете
1968 Интервенция
1968 Трембита
1969 Жди меня, Анна
1970 Взрыв замедленного действия
1970 Два дня чудес
1970 Переступи порог (10 класс)
1971 Старики-разбойники
1971 Шельменко-денщик
1973 Невероятные приключения итальянцев в России
1982 Предел желаний
1991 Графиня
1993 Твоя воля, Господи!
1997 Старые песни о главном-2
2000 Афинские вечера
2003 Приключения мага
2003 Козлёнок в молоке
2004 Тебе, настоящему (Украина)
2004 Ландыш серебристый-2
2004 Даша Васильева. Любительница частного сыска -2
2005 Самая красивая
2005 Бальзаковский возраст, или Все мужики сво... 2
2007 Путейцы-1
2008 Самая красивая -2
2009 Книга мастеров

АРОСЕВА
Ольга Александровна

21.12.1925, Москва - 13.10.2013, Москва

Народная артистка РСФСР (1985)
Лауреат приза "Серебряная маска" (1976, Конкурс актеров московских театров)
Лауреат Гос. премии РСФСР имени К.С.Станиславского (1977, за театральную работу)
Награждена орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени (2000)

Детство

Ольга Аросева - младшая дочь известного большевика, писателя и дипломата Александра Яковлевича Аросева и Ольги Вячеславовны Гоппен родилась в Москве, но подрастала за границей. Кстати, первые три дня новорожденная наслаждалась жизнью под именем Варвары - так зарегистрировал ее счастливый папа. Однако по требованию мамы Варвара благополучно превратилась в Ольгу и осталась до конца своей жизни. В роду Аросевой был польский аристократ, был усмиритель вольнолюбивых поляков Муравьев-вешатель, имелся купец первой гильдии и, конечно, не обошлось без актеров.

Отец Александр Яковлевич до 1927 года он служил в ВЧК, затем работал на дипломатическои поприще в Литве, Чехословакии, Франции. В этих странах и прошло детство будущей актрисы. В Советский Союз Аросев вернулся с дочерьми в 1934 году. Вернулся без супруги - мама Ольги ушла из семьи раньше, а точнее сбежала с любимым мужчиной, когда Ольге было пять лет.

Ольга Александровна с наслаждением вспоминала атмосферу в доме на набережной, где они жили по возвращении из-за границы. В квартире бывали Немирович-Данченко, Ромен Ролан, Таиров с Коонен, молодой Борис Ливанов... Только продолжалось это не долго. Все эзакончилось в 37-м, когда Александр Яковлевич, чувствуя, что вокруг него, да и в стране, происходит что-то непоправимое, сам поехал к Ежову, которого знал с гражданской. Видимо, хотел поговорить "как коммунист с коммунистом". Не вернулся. В 1938 году его расстреляли. Оля Аросева не побоялась написать Сталину, что не верит в виновность отца, а когда не получила ответа, решила не вступать в комсомол: для этого требовалось отречься от отца - "врага народа". Она даже поколотила старшую сестру-комсомолку, которую заставили это сделать.

Ольга Вячеславовна Гоппен, легкомысленная, эксцентричная и наивная женщина, в свое время окончила институт благородных девиц и хотя не испытывала враждебности по отношению к советской власти, но и приспособиться к ней никак не могла. Аросева вспоминала, как в голодные послевоенные годы колдовала над салатом из трески с картошкой, а мама, лежа на диване, суфлировала: "Обязательно приготовь соус сабайон..." Сама она готовить никогда не умела. Но очаровательные странности не помешали Ольге Вячеславовне добиться, чтобы после ареста бывшего мужа ей отдали дочерей, которые прежде жили с отцом. Кажется, она даже встала на колени перед высокопоставленными чекистами. И вымолила: в детский дом девочек не отправили.

Еще со времен пражского детства выяснилось, что Оля Аросева - прирожденная актриса. Как-то раз, посмотрев "Трехгрошовую оперу", она нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой отправилась просить милостыню, рассказывая изумленным буржуа трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не дает. Дело чуть не кончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние. (Нищих в те годы в Праге не водилось.)

Приехав в Москву, Оля дебютировала в школьном театре. Сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка. Вместе с первой ролью появился и первый поклонник; ухаживал он своеобразно - регулярно срывал с объекта поклонения зимнюю шапку и забрасывал на дерево. Но однажды поплатился: решительная Оля вылила на его белобрысую голову пузырек чернил, и незадачливому ухажеру пришлось ходить в школу с сиреневой шевелюрой.

Упомянув о первой роли и первом поклоннике, стоит рассказать и о первом гонораре. Как ни странно, к лицедейству он отношения не имел. Однажды, по пути на стадион, где наша героиня занималась гимнастикой, к ней подошел невысокий человек не слишком примечательной наружности и предложил написать ее портрет. Он платил ей как настоящей натурщице. Это был Николай Ромадин. Результатом их дружбы оказались два полотна, которые потом, став взрослой, Ольга Александровна выцарапала у художника с большим трудом.

Ленинградский Театр Комедии

Ее ранняя юность совпала с войной. Именно в это серьезное время молоденькая девушка поступила... в цирковое училище. Правда, она мечтала быть наездницей, но коней, как на грех, мобилизовали. Новоявленная циркачка не отчаивалась - с энтузиазмом жонглировала и ходила по проволоке. Параллельно с цирковым училищем она успевала посещать десантную школу, и неизвестно, чем бы это кончилось, но свойственный Аросевой с детства страх высоты, мирно дремавший на арене, просыпался во время тренировок по прыжкам с парашютом. Девушка буквально теряла сознание от ужаса и была отчислена. Зато со второй попытки прошла в театральное.

Восхитительный авантюризм, присущий нашей героине, сыграл поворотную роль в ее судьбе. В 1946 году в Москве проездом из эвакуации гастролировал ленинградский Театр комедии под руководством замечательного режиссера и художника Николая Акимова. Аросева, еще не завершившая обучение, пришла показаться, была встречена благосклонно и, предъявив диплом сестры, уже окончившей театральное, "обманным путем" просочилась в труппу. Уехала в Ленинград, где провела пять счастливейших лет, освоила азы профессии, партнерствовала с изумительными актерами. Здесь она впервые вышла замуж и здесь... угодила под суд - когда по недоразумению не явилась на спектакль, а тем самым его сорвала.

Но всему приходит конец. Причем хорошему - много раньше, чем хотелось бы. Акимова сняли, вменив в вину космополитизм. Отреклись от него все, за исключением двух человек: Бориса Смирнова (он впоследствии успешно играл Ленина во МХАТе) и нашей безалаберной, отчаянной, безоглядной героини, на удивление преданной тем, кто ее "приручил". В Ленинграде ей больше делать было нечего, и она в 1950 году вернулась в Москву.

Театр Сатиры

В столице Ольга Аросева устроилась в Театр сатиры, где проработала до конца жизни (с перерывом в 1969-1971 она уходила в Драматический театр на Малой Бронной). Она всегда была актрисой определенного амплуа, но этим не тяготилась. Посмеиваясь, она говорила: "На первых курсах в силу худобы мне давали играть лирических героинь, потом природный юмор победил". Некоторые критики говорили о ее несостоявшейся судьбе масштабной драматической актрисы, которой "доступны и тонкий психологизм, и острые формы трагифарса". Но она пользовалась беспредельной народной любовью и без этого. Благодарной публике она была и остается милее в образе эксцентричной пани Моники и простодушных героинь рязановских комедий. Наверное, поэтому она не ломала рамки собственного амплуа. Тем более что в разные времена оно позволяло работать в пьесах Островского, Эрдмана, Бомарше, Грибоедова, Кальдерона...

В Театре сатиры Ольга Аросева сыграла множество ролей: Хун-Нян - "Пролитая чаша" Ван Ши-фу (1952), Клотильда, Рашель - "Господин Дюруа" И. Прута и Е. Штейнберга по Ги де Мопассану (1953), Настенька - "Свадебное путешествие" В. Дыховичного и М. Слободского (1954), Павликова - "Дело было в Конске" ("Домик") В. Катаева (1956), Мадлен - "Только правда" Ж.-П. Сартра (1956), Ольга Чиголелла - "Ложь на длинных ногах" Э. де Филиппо (1957), Юлия Джули - "Тень" Е. Шварца (1958), Валя - "200 тысяч на мелкие расходы" В. Дыховичного и М. Слободского (1960), Бабета - "Бидерман и поджигатели" М. Фриша (1965), Леди Аттеруорд - "Дом, где разбиваются сердца" Б Шоу (1965). Преимущественно комедийная, характерная актриса, она добивалась остроты сценического рисунка, колоритности бытовых деталей.

Кстати, несмотря на неслыханную популярность, Аросевой долго не давали звание: диплома-то она так и не защитила, не доучилась. Будучи впервые представленной к званию Заслуженной актрисы в 25 лет, она получила его только лишь в 50. А в 60 была удостоена звания Народной актрисы, хотя на деле ею была уже многие годы. Кстати, "корочкой" она все-таки обзавелась - на 80-летие вахтанговцы торжественно вручили Ольге Александровне диплом Щукинского училища...

"Кабачок 13 стульев"

Художественный руководитель Театра сатиры Валентин Плучек одно время не часто "баловал" Ольгу Аросеву премьерами, а в конце 1960-х практически не замечал. Актрису буквально спасал телевизионный "Кабачок 13 стульев". Стартовавшая в 1969 году, эта передача мгновенно стала необыкновенно популярной, а артисты, выступавшие в ней, настоящими звездами телеэкрана. Ольга Аросева выступала в этой программе в образе законодательницы мод, предприимчивой "светской львицы" пани Моники, которую полюбила вся страна. Она рассказывала: "Узнавания всюду были потрясающие. А сколько мне писали, что новорожденных девочек называли Мониками! Приятно, что выросли уже другие поколения, а нас и сейчас помнят и, к счастью, узнают".

"Кабачок 13 стульев" просуществовал на экране 15 лет. За это время в эфир было выпущено 133 выпуска. Закрыли программу в ноябре 1980 года после обострения политической обстановки в Польше...

Кино

Также Ольгу Аросеву выручал кинематограф. В 50-е годы она снялась в небольших ролях в таких популярных фильмах, как комедия Николая Досталя "Мы с вами где-то встречались..." (фанатка Максимова) , мелодрама Эльдара Рязанова "Девушка без адреса" (соседка), комедия Андрея Фролова "Гость с Кубани" (Надя), комедия Андрея Тутышкина "Безумный день" (секретарша Миусова).

Но первым большим успехом Ольги Аросевой стала ее роль в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля" (1966), где снялось целое созвездие актеров - Иннокентий Смоктуновский, Георгий Жженов, Олег Ефремов, Андрей Миронов, Анотолий Папанов, Евгений Евстигнеев и другие. В этой картине о честном угонщике Деточкине актриса исполнила роль Любы, невесты главного героя, женщины обаятельной, заботливой и верной. Кстати, для этой роли Ольга Аросева по-настоящему научилась водить троллейбус, отправившись по настоянию Эльдара Рязанова на курсы водителей.

Затем были аристократка, владелица верфей, складов, касс и векселей мадам Ксидиас в трагикомедии "Интервенция", колдунья-студентка Альфа Ивановна Кокошкина в детском фильме "Два дня чудес" и, конечно же, бойкая, озорная, веселая Парася Никаноровна в музыкальной комедии Олега Николаевского "Трембита".

Ольга Аросева в фильме Старики-разбойникиВ начале 70-х Ольга Аросева вновь была приглашена Эльдаром Рязановым. И вновь в компании звезд советского кино она снялась в фильмах, ставших впоследствии классикой нашего кино. В трагикомедии "Старики-разбойники" (1971) она сыграла инкассатора Анечку Суздалеву, которая вместе со скромным служащим Воробьевым (Евгений Евстигнеев) решает помочь следователю Мячикову (Юрий Никулин), которого увольняют на пенсию. Смешная и грустная история о советских пенсионерах. Суздалева в исполнении Аросевой добрая, немного простодушная, беззащитная и в тоже время решительная, способная на все ради любимого человека. В другой знаменитой комедии "Невероятные приключения итальянцев в России" (1973) Ольга Аросева сыграла мать главного героя Андрея Васильева.

С 80-х годов работы в кино стали для Ольги Аросевой чрезвычайно редким явлением, она практически полностью переключилась на театр.

Театр. Возрастные роли

С уходом из Театра сатиры Татьяны Пельтцер Ольга Аросева перешла на возрастных героинь, наконец, ее плотно заняли в репертуаре. В это время она сыграла следующие роли: Королева - "Волшебные кольца Альманзора" Т. Граббе (1971), фрекен Розенблюм - "Пеппи Длинный чулок" А. Линдгрен (1973), Марселина - "Безумный день, или Женитьба Фигаро" Бомарше (1974), Хлестова - "Горе от ума". А. Грибоедова (1976), Вера Васильевна - "Гнездо глухаря" В. Розова (1980), Чебоксарова - "Бешеные деньги". А.Н. Островского (1981), Серафима Ильинична - "Самоубийца" Н. Эрдмана (1982), Партнерша - "Концерт для театра с оркестром" Гр. Горина и А. Ширвиндта (1982), Шарлотта Ивановна - "Вишневый сад" А.П. Чехова (1984) и другие.

В 90-е годы и в начале 2000-х у актрисв было несколько премьер. В их числе: Миссис Бэнкс - "Босиком по парку" Н. Саймона (1990), мадам Розпетл - "Папа, бедный папа!.." А. Копита (1991), Памела Кронки - "Как пришить старушку" Д. Патрика (1995), "Неаполь - город миллионеров" Э. де Филиппо (1999), "Афинские вечера" П. Гладилина (2000) и "Мадлен и Моисей" (2001).

Мультипликация

Еще одна страница творческой работы Ольги Аросевой - работа в мультипликации. Популярнейшая актриса работала там с 60-х годов. Ольга Александровна являлась одной из лучших исполнительниц ролей лисиц и слоних. Также ее голосом говорили эксцентричная Баба Яга из серии олимпийских мультфильмов под общим названием "Баба Яга против" и госпожа Беладонна из телесериала "Приключения поросёнка Фунтика".

Личная жизнь

Ольгу Аросеву отличали несравненный шарм, легкая стервозность (в пределах разумного), исключительное чувство товарищества и непростой характер, который она сама объясняла рождением между знаками Стрельца и Козерога. В один день со Сталиным, между прочим.

Будучи жизнелюбивой, она ценила банные радости и плавание в бассейне, питала слабость к ярким украшениям (бижутерии не признавала), любила животных, преферанс, путешествия. Нкогда не считая себя красавицей, она не сомневалась в своей способности вскружить голову кому угодно.

Ольга Александровна предпочитала голубоглазых блондинов. Замуж выходила четырежды. Первый муж был музыкант, второй - артист Театра сатиры Юрий Хлопецкий, третий - певец Аркадий Погодин, говорить о четвертом она избегала. С избранниками она всегда расставалась без скандала, что позволяло впоследствии поддерживать самые дружественные отношения.

Игорь BIN

Использованные материалы:
Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия (CD ООО "Медиа-Сервис2000);
Эльвира Подколодная, "Ольга Аросева" http://www.peoples.ru;
Ольга Аросева http://persona.rin.ru;
Ольга Аросева http://actors.km.ru;
Ольга Аросева http://www.satire.ru

© 2003-2016 RUSactors.ru / Использование сайта http://rusactors.ru/ означает полное и безоговорочное согласие с условиями пользовательского соглашения.