1957 Anneaux d'or / Золотые кольца (Тунис)
1958 Goha / Гоха (Франция-Тунис)
1958 Soliti ignoti / Злоумышленники, как всегда, остались неизвестны (Италия)
1958 Tre straniere a Roma / Три иностранки в Риме (Италия)
1959 Prima notte / Первая ночь (Франция-Италия)
1959 Maledetto imbroglio / Проклятый обман (Италия)
1959 Upstairs and Downstairs / Вверх и вниз (Великобритания)
1959 Magistrato / Магистрат (Франция-Италия)
1959 Vento del Sud / Ветер юга (Италия)
1960 Delfini (Франция-Италия)
1960 Ragazza con la valigia / Девушка с чемоданом (Франция-Италия)
1960 Bell'Antonio / Красавчик Антонио (Франция-Италия)
1960 Austerlitz / Аустерлиц (Франция-Италия)
1960 Audace colpo dei soliti ignoti / Дерзкий налет неизвестных злоумышленников
(Франция-Италия)
1960 Rocco e i suoi fratelli / Рокко и его братья (Франция-Италия)
1961 La Viaccia / Вьячча (Франция-Италия)
1961 Lions sont laches / Львы на свободе (Франция-Италия)
1961 Auguste (Франция)
1962 Cartouche / Картуш (Франция-Италия)
1962 Senilita (Франция-Италия)
1963 8? / 8 с половиной (Франция-Италия)
1963 Gattopardo / Леопард (Франция-Италия)
1963 Pink Panther / Розовая пантера (США-Великобритания)
1963 Ragazza di Bube / Невеста Бубе (Франция-Италия)
1964 Indifferenti (Франция-Италия)
1964 Magnifico cornuto (Франция-Италия)
1964 Circus World / Мир цирка (США)
1965 Blindfold (США)
1965 Vaghe stelle dell'Orsa / Туманные звезды Большой Медведицы (Франция-Италия)
1966 Lost Command / Пропавший отряд (США)
1966 Professionals / Профессионалы (США)
1966 Fate / Феерия (Франция-Италия)
1967 Rosa per tutti / Роза для всех (Италия)
1967 Don't Make Waves / Не гони волну (США)
1968 Amante estelar / Звездная любовница (Испания)
1968 C'era una volta il / West Однажды на Диком Западе (США-Италия)
1968 Hell with Heroes (США)
1968 Giorno della civetta / День совы (Франция-Италия)
1969 Certo, certissimo, anzi... probabile (Италия)
1969 Ruba al prossimo tuo (Италия)
1969 Nell'anno del Signore (Франция-Италия)
1969 Красная палатка (СССР-Италия)
1970 Adventures of Gerard / Приключения Жерара (Великобритания)
1971 Popsy Pop (Франция-Италия)
1971 Petroleuses / Нефтедобытчицы (Италия)
1971 Аудиенция / Udienza (Франция-Италия)
1971 Bello, onesto, emigrato Australia sposerebbe compaesana illibata / Красивый,
честный эмигрант в Австралии (Италия-Австралия)
1972 Scoumoune / Скумон: Приносящий беду (Франция-Италия)
1973 Days of Fury (Великобритания-Италия)
1973 Libera, amore mio... (Италия)
1974 Guappi / Молодчики (Италия)
1974 Gruppo di famiglia in un interno / Семейный портрет в интерьере (Франция-Италия)
1975 A mezzanotte va la ronda del piacere / Полуночные удовольствия (Италия)
1975 Qui comincia l'avventura (Италия)
1976 Comune senso del pudore / Всеобщее чувство стыда (Италия)
1976 America at the Movies / Америка в кино (США)
1977 Jesus of Nazareth / Иисус из Назарета (Великобритания-Италия)
1977 Prefetto di ferro / Железный префект (Италия)
1977 Corleone (Италия)
1977 Goodbye e amen / Гудбай и аминь (Италия)
1978 Part du feu / Неизбежная жертва (Франция)
1978 Petite fille en velours bleu (Франция)
1978 Arma / Снайпер (США-Италия)
1979 Escape to Athena / Бегство к Афине (Великобритания)
1980 Si salvi chi vuole (Италия)
1981 Pelle / Шкура (Франция-Италия)
1981 Salamander / Саламандра (США-Великобритания)
1982 Фицкаральдо / Fitzcarraldo (Германия)
1982 Cadeau (Франция-Италия)
1983 Princess Daisy / Княжна Дэйзи (США)
1983 Ruffian / Богач (Франция-Канада)
1984 Claretta / Кларетта (Италия)
1984 Enrico IV / Генрих IV (Италия)
1985 Donna delle meraviglie / Чудесная женщина (Италия)
1985 Ete prochain / Будущее лето (Франция)
1986 Naso di cane (Италия)
1987 Un homme amoureux / Влюбленный мужчина (Франция-Италия)
1988 Blu elettrico (Италия)
1989 Hiver 54, l'abbe Pierre (Франция)
1989 Ben Webster: The Brute and the Beautiful / Бен Вебстер: ужасный и прекрасный
(Великобритания)
1989 Revolution francaise / Французская революция (Канада-Франция)
1990 Битва трех королей (СССР-Италия)
1991 Atto di dolore (Франция-Италия)
1991 Мать / Mayrig (Франция)
1992 Улица Паради, дом 588 / 588 rue paradis (Франция)
1993 Son of the Pink Panther / Сын Розовой пантеры (США)
1994 Elles ne pensent qu'a ca (Франция)
1995 10-07: L'affaire Zeus – сериал (Канада)
1997 Sous les pieds des femmes (Франция)
1997 Deserto di fuoco / Пустыня в огне – сериал (Германия-Франция-Италия)
1998 Riches, belles, etc.(Франция)
1999 Un cafe... l'addition (Франция)
1999 Li chiamarono / Бандиты (Италия)
2000 Elisabeth - Ils sont tous nos enfants (Франция)
2002 And Now... Ladies and Gentlemen / А теперь, дамы и господа (Франция-Великобритания)
2005 Demon de midi (Франция)
2007 Cherche fiance tous frais payes (Франция)
2008 Hold-up a l'italienne (Франция)
2009 Le Fil / Нить (Франция)
2009 Estrenando suenos (Италия-Аргентина)
КАРДИНАЛЕ
Клаудия
Claudia Cardinale
Родилась 15.04.1938, Тунис
Кавалер ордена Почётного Легиона (2008)
Детство
Клаудия Кардинале (настоящее имя Клод Жозефин Роз Кардэн) родилась в Тунисе
в семье сицилийского коммерсанта, переехавшего на африканский континент в поисках
лучшей доли. Родители Клаудии, образованные, культурные люди отличались особой
красотой. В них пошли и дочери – старшая Клаудина и младшая Бланш – обе черноволосые,
стройные. Бланш – спокойная и величавая, а Клаудия – бойкая и вертлявая, такая
пацанка, ее даже в семье называли мужским именем – Клод.
С детства Клаудия знала два языка - итальянский и французский. Девочки воспитывались
в строгости, за малейшую провинность их наказывали. В свою очередь Клаудия пыталась
воспитывать свою младшую сестру и братьев. Благодаря строгому воспитанию девушка
не позволяла себе никаких романов, ходила всегда во всем черном и не пользовалась
косметикой. При этом среди одноклассников она отличалась независимым, бунтарским
характером. В школе же девочке приходилось несладко. Во французском Тунисе итальянцев
считали фашистами (в то время в Италии у власти находился Муссолини), поэтому
Клаудии нередко доставалось. Но она никогда не оставалась в долгу, давая сдачи.
Кино Клаудия обожала. Особенно ей нравились фильмы с Брижит Бардо и с Марленом
Брандо. Однако об актерской карьере она никогда не задумывалась. Девушка мечтала
стать школьной учительницей и ездить с миссионерскими уроками по всей Африке.
Но этому не дано было осуществиться.
Дебют на киноэкране
Клаудии Кардинале было четырнадцать лет, когда к ним в школу пришел молодой
французский режиссер Рене Вотье. Он искал для своего документального фильма «Золотые
кольца» о тунисских моряках молоденькую арабскую девушку. Но, поскольку, строгие
мусульманские родители запрещали своим дочерям съемки в фильмах, Вотье пришлось
обратить свои взоры на европейских девушек, более-менее похожих на арабок. Его
выбор остановился на Клаудии.
В картине крупный план Клаудии промелькнул лишь несколько секунд. Но какие
это были кадры! Ветер срывал с ее лица накидку, и грустные, прекрасные глаза смотрели
на зрителя. Фильм занял первое место на Берлинском кинофестивале, а сама Клаудия
произвела на зрителей и специалистов огромное впечатление. Ей предложили поучаствовать
в показе молодежной моды, после чего портрет Клаудии появился на обложке одного
из популярных журналов. Тогда-то не нее и обратил внимание сам Омар Шериф, знаменитый
актер.
Омару Шерифу девушка понравилась, и он решил порекомендовать ее французскому
режиссеру Жаку Баратье, снимавшему историческую ленту «Гоха». Но сначала надо
было добиться согласия самой Клаудии и ее родителей. Отец свое согласие дал, а
Клаудия сначала заупрямилась. Зачем ей это?! К тому же ее младшая сестра грезит
о кино. Да она и подходит-то больше! Рыдавшей Бланш она пообещала, что поговорит
с режиссером. И действительно поговорила, но тот лишь снисходительно посмеялся.
Так начался путь актрисы в большом кино….
Прорыв
Судьба словно толкала Клаудию к славе. Актрисой она становиться не собиралась,
но неожиданно для себя стала. О конкурсе красоты не мечтала, но также неожиданно
для себя выиграла его. Все произошло спонтанно. Они с сестрой просто продавали
лотерейные билеты. Подошли поближе к сцене, и тут кто-то из жюри заявил: «Вот
она, самая красивая итальянка Туниса!» Через мгновение она уже была на сцене и,
ничего не понимающая, принимала поздравления.
В качестве приза Клаудия Кардинале получила поездку на Венецианский кинофестиваль
1957 года. Клаудия словно попала в другой мир. И вновь взгляды окружающих были
обращены на нее. Первым сориентировался молодой продюсер Франко Кристальди. Он
почувствовал, что из этой очаровательной девушки можно сделать настоящую кинозвезду
и заключил с Клаудией контракт.
Благодаря Кристальди Клаудия Кардинале получила роли Кармелины в картине «Злоумышленники
неизвестны» и Марисы в фильме «Три иностранки в Риме». Молодая актриса оказалась
на одной съемочной площадке со звездами итальянского кино Витторио Гасман, Нандо
Бруно и Ренато Сальватори. Но Клаудию это особо не радовало. К тому времени она
была беременна…
Сын и муж
Это случилось перед самым конкурсом красоты. Клаудия заметила, что за ней постоянно
следует какой-то незнакомец, - подкарауливает ее у ворот школы, следует за ней
до самого дома. Девушку это странное внимание очень пугало. Однажды ее подруга
предложила Клаудии познакомиться с парнем. Каково же было ее удивление, когда
им оказался все тот же незнакомец. Он предложил Клаудии заехать за ней после школы
и подвести ее на вечеринку к подруге. Клаудия, отогнав страх (ну что может с ней
случиться?), согласилась. Вечером он заехал…
Машина отправилась совсем в другом направлении. За город. «Куда мы едем?»,
- испуганно спрашивала девушка. «Сейчас узнаешь». Окончилось все изнасилованием
и угрозой молчать. Она и молчала, боясь признаться родителям. Того незнакомца
Клаудия затем повстречала лишь раз. Он предложил ей сделать аборт, но девушка
отказалась…
В своей беременности Клаудия Кардинале рискнула признаться лишь Франко Кристальди.
Был уже седьмой месяц, и скрывать это было бессмысленно. Она предложила разорвать
контракт. Франко спокойно выслушал и в дальнейшем все взял на себя: организовал
поездку в Лондон, где Клаудия в октябре 1958 года родила мальчика, которого назвала
Патрик; сообщил о рождении ребенка ее родителям, которые от этого пришли в ужас.
Франко Кристальди стал для Клаудии надежной опорой, а впоследствии и ее мужем.
Кристальди прекрасно понимал законы шоу-бизнеса. Публике нужна была прекрасная
«невеста Италии», поэтому он настоял на том, чтобы Клаудия скрыла от общественности
рождение ребенка. Для всех (в том числе и в кругу семьи) Патрик стал сыном ее
матери. О том, что женщина, которую он называл мамой, на самом деле его бабушка,
Патрик узнал лишь в возрасте восьми лет. Все это, сказалось на дальнейшей жизни
Клаудии Кардинале. Ее отношения с Патриком так и остались натянутыми...
Начало карьеры в Риме
После тихого Туниса Клаудия Кардинале долго не могла привыкнуть к сумасшедшей
жизни в Риме. Поступая на актерские курсы при римской киностудии «Чинечита» талантливая
девушка не смогла раскрыться. От волнения на экзаменах она не произнесла ни слова,
и ее приняли за фотогеничность. Зато в кино она была неотразима. В картине «Девушка
с чемоданом» актрисе досталась роль Аиды Зеппони, - девушки, которой приходится
скрывать беременность. Каких моральных сил стоило Клаудии сыграть то, что ей довелось
испытать самой, то, о чем не хотелось и вспоминать! И как блестяще она сыграла!
Зато после съемок у нее началась серьезная депрессия. Клаудия всерьез намеревалась
порвать с актерством, и лишь уговоры со всех сторон убедили ее изменить свое решение.
Знаменитые партнеры
Карьера Клаудии Кардинале в кино была стремительной. С самого начала ей везло
и на режиссеров, и на партнеров. В картине «Красавчик Антонио» (1960, главная
женская роль - Барбара) ее партнером был сам Марчелло Мастрояни, звезда кино и
кумир миллионов женщин. Они играли любовников, и Марчелло на самом деле влюбился
в смуглую красотку. Он вообще часто влюблялся в своих партнерш и никогда не получал
отказа. Но здесь ему, звезде итальянского кино, неожиданно дали от ворот поворот.
Возможно, сказались строгие моральные принципы, привитые Клаудии с детства. А
может дело в том, что в ее памяти еще не стерся первый горький опыт общения с
мужчиной.
В фильме «Ла Вьячча» (1961) Клаудия познакомилась с тогда еще молодым Жан-Полем
Бальмондо. Позже, в 1962 году они вновь снялись вместе – в фильме «Картуш». Тогда
Бельмондо покорил ее сердце. Как известно, Бельмондо во всех фильмах все трюки
выполнял сам, и влюбленная Клаудия, чтобы не отстать от него, также отказалась
от дублера.
Вообще же, за всю карьеру Клаудии Кардинале за ней не числилось каких-либо
романов. Она отказала даже неотразимому Алену Делону, с которым снималась в фильмах
Лукино Висконти «Рокко и его братья» (1960) и «Леопард» (1963), а дело было так…
Висконти
Впервые у Лукино Висконти Клаудия Кардинале снялась в 1960 году в картине «Рокко
и его братья». В этой картине Клаудия создала образ Джинетты, невесты, а затем
и жены старшего из братьев семейства Паронди, которая находит свое счастье в создании
домашнего уюта и покоя, в любви к мужу и детям.
Режиссер оценил красивую пару Кардинале-Делон и спустя три года пригласил их
обоих в свою новую картину «Леопард», историческую ленту времен Гарибальди. Клаудии
Кардинале он предложил роль блистательной, обольстительной, напористой и вульгарной
Анжелины, дочери богатого и продажного политика. Ален Делон играл ее супруга.
По сюжету в «Леопарде» имелись любовные сцены, и Ален Делон, заключивший негласное
пари с Висконти, всячески пытался соблазнить актрису. О своем партнере она вспоминает:
«Его необычайная притягательная внешность, не говоря уже о светлых коварных глазах
и вообще обо всем, чем на протяжении многих лет восхищались и мужчины и женщины,
заключалась еще в высокомерной повадке и язвительности: Ален был уверен в себе,
в своей неотразимости и, конечно же, сексуальности. Они с Лукино заключили тайное
соглашение: Делон заявил, что я очень скоро упаду в его объятия. А Лукино забавляли
такие садистские шуточки, и, давая мне указания во время любовных сцен с Аленом,
он говорил: «Пожалуйста, Клаудина, давай без фальшивых поцелуев и нежностей...»
Клаудия разгадала их замыслы и смогла противостоять чарам Алена Делона. Хотя романа
меж ними так и не получилась, актеров и поныне связывает нежная дружба.
Съемки в «Леопарде» стали серьезной школой для молодой актрисы, она вспоминает:
«Леопард» - главная моя работа с Висконти. Вот для этого-то фильма он и учил меня
всему. Например, ходить. Он говорил: «Ты должна передвигаться длинными плавными
шагами, всей ступней, всей ногой ощущая землю, по которой ступаешь, полкомнаты,
в которую входишь...» Съемки были тяжелыми. Одну только сцену бала снимали целый
месяц. И это в условиях страшной жары, в исторических костюмах и гриме. При этом
все аксессуары актрисы в «Леопарде», от платья и чулок до платка и духов были
подлинными, старинными.
Во время съемок Висконти все время повторял Клаудии: «Помни, глаза должны говорить
то, чего не говорят губы, поэтому пусть твой взгляд будет особенно интенсивным,
контрастирующим с тем, что ты произносишь... Даже когда ты смеешься, глаза смеяться
не должны. В общем, старайся разделить свое лицо на две половины: взгляд - это
одно, а слова - другое...» Висконти добился от актрисы желаемого. И «на память»
от того фильма у Клаудии Кардинале осталась небольшая морщинка посреди лба.
Свою любимую актрису Висконти снял еще в двух своих картинах: «Туманные звезды
Большой Медведицы» (1965) и, настоящий шедевр, - «Семейный портрет в интерьере»
(1974). В последней она сыграла трагическую, глубоко психологическую роль Сандры.
На экране она появляется всего на одну минуту, как сон, как наваждение, в образе
давно умершей жены главного героя ленты, которого сыграл Берт Ланкастер.
Феллини
Одновременно со съемками в «Леопарде» Клаудия Кардинале была задействована
в картине еще одного знаменитого режиссера - Федерико Феллини «8 1/2». Актрисе
приходилось мотаться между Римом и Сицилией, и ей за это попадало от Висконти,
который не воспринимал фильмов Феллини.
В фильме «8 1/2» актриса вновь встретилась с Марчелло Мастрояни. Он играл главную
роль Гвидо Ансельми, а она появлялась сначала в образе эфемерной мечты главного
героя, а затем приезжала к нему на роскошном автомобиле уже реальной девушкой.
В этой роли Феллини не видел никого, кроме Клаудии Кардинале, он и героиню ее
назвал ее именем – Клаудия.
Висконти и Феллини были разные во всем. Клаудия Кардинале вспоминает, что на
съемках «8 1/2» царил настоящий творческий бедлам: суета, разговоры, толкотня.
Готового сценария не было и все создавалось на ходу в условиях полной импровизации.
Вот так и рождался шедевр. Это был бесценный опыт для молодой актрисы. К тому
же Феллини оказался первым из режиссеров, который не побоялся оставить в фильме
ее собственный голос, - до этого он считался грубым, и роли Клаудии Кардинале
дублировали. За это актриса также очень благодарна Феллини.
Голливуд
Съемки в фильмах Висконти и Феллини возвели Клаудию Кардинале в ранг молодых
итальянских звезд. В таком статусе она и направилась в Голливуд. Режиссер Блейк
Эдвардс предложил ей роль русской княгини, по сюжету вечно пьяной. Что бы добиться
необходимого эффекта, хитрый режиссер предложил Клаудии в перерыве между съемками
отдохнуть в комнате, где до этого покурили гашиш. Так что в кадре перед зрителями
актриса играла, надышавшись наркотического дыма.
В США Клаудия Кардинале повстречала знаменитого актера Марлона Брандо. Он должен
был сыграть главную роль в картине Чарли Чаплина «Графиня из Гонконга». Расточая
свой шарм, он попытался уговорить Клаудию сняться в этой картине вместе с ним.
Сам Марлон Брандо, которого она просто обожала! Но, столкнувшись с ним в действительности,
Клаудия быстро поняла, истинные цели его внимания. У нее уже был богатый опыт
отказов знаменитым актерам, и Брандо оказался очередным из них. Впоследствии Клаудия
сожалела о том несостоявшемся романе. Но, такова ее натура, она никогда не могла
переступить через себя. А та роль в результате роль досталась Софии Лорен…
Американская карьера у Клаудии Кардинале не удалась. Как, впрочем, и у многих
других европейских звезд. Без особого успеха она снялась еще в нескольких картинах:
в драме Генри Хатауэя «Мир цирка», где ее героиней стала Тони Альфредо, взрослая
дочь цирковой акробатки; в боевике Ричарда Брукса «Профессионалы» в роли Марии
Грант; в военной драме Марка Робсона в роли Айши; в комедии Александра Маккендрика
«Не гони волну» в роли Лауры. В дальнейшем Клаудия отказалась подписывать долгосрочный
контракт с Голливудом, и это оказалось правильным решением. Слава ее ждала на
родине.
«Красная палатка»
В Советском Союзе Клаудию Кардинале узнали и полюбили благодаря фильмам Лукино
Висконти «Рокко и его братья» и Луиджи Коменчинни «Невеста Бубе». В ленте Луиджи
Коменчинни актриса сыграла любимую девушку партизана Бубе, которая превращается
из обычной деревенской простушки в антифашистку и борца Сопротивления.
В конце 60-х Михаил Колатозов задумал снять фильм о неудачной экспедиции Умберто
Нобиле на Северный полюс. По замыслу режиссера это должна была стать большая,
серьезная картина, поднимающая вопросы смысла жизни и нравственного выбора. Фильм
требовал большого размаха, и помощь пришла неожиданно со стороны Франко Кристальди.
Итальянская сторона предлагала немыслимую по тем временам для Советского Союза
сумму - 10 миллионов долларов. Единственным условием Кристальди было включение
в картину Клаудии Кардинале. Калатозов ничего против не имел, и специально для
актрисы ввел в картину роль медсестры Валерии.
Клаудия Кардинале впервые посетила нашу страну в 1967 году в качестве гостьи
Московского кинофестиваля. И вот, в 1968 году, она прибыла сюда вновь на съемки
фильма «Красная палатка». Вообще то, Клаудия Кардинале поначалу была не в восторге
от предложенной роли, но не стала идти против воли Кристальди, да и северная экзотика
манила ее неугомонную творческую натуру.
В фильме был занят поистине звездный интернациональный состав: Шон
Коннери, Никита
Михалков, Питер Финч, Эдуард Мацкевич, Харди Крюгер, Донатас
Банионис и другие. Клаудия Кардинале, превратившаяся в фильме в блондинку,
играла медсестру, влюбленную в полярника Мальмгейна (Эдуард Марцевич). Съемки
проходили в 30-градусной мороз, и актеров спасала лишь водка. Когда снималась
сцена, где они с Марцевичем катятся со снежной горы, а затем, залепленные снегом,
сливаются в поцелуе, Клаудию предварительно натерли спиртом и дали выпить водки.
Снимали несколько раз, пока Марцевич не повредил ногу, и его пришлось увезти в
больницу. Зато насколько фантастически красивой получилась эта сцена!
«Нефтедобытчицы»
После «Красной палатки» карьера Клаудии Кардинале продолжала складываться удачно.
В 1971 году она снялась в главной роли фермерши Мари в комедийном вестерне «Нефтедобытчицы»
режиссера Кристиана-Жака (постановщика знаменитого «Фанфана-тюльпана»). С исполнительницей
другой главной женской роли Бриджит Бордо они были знакомы уже давно, но встретиться
на съемочной площадке довелось лишь здесь. Их дуэт получился потрясающим и незабываемым,
и это обеспечило картине большой успех. Что же до Клаудии и Бриджит, то они остались
подругами на долгие годы.
Разрыв с Кристальди
С Франко Кристальди Клаудия Кардинале прожила более десяти лет. Кристальди
помог ей в трудную минуту, способствовал тому, чтобы она стала звездой мирового
кинематографа, и Клаудия ему за все это благодарна. Но в глубине души оставался
неприятный осадок от того, что из-за Кристальди она в какой то степени «потеряла»
ребенка. К тому же, волевой Кристальди, фактически поработил актрису. Она снимала
лишь в тех фильмах, которые он одобрил, по его указаниям меняла прически, худела
или полнела. Все это угнетало Клаудию, и рано или поздно должно было привести
к конфликту. И это произошло. В начале 70-х она ушла от Кристальди к Паскуале
Скуитьери…
Паскуале Скуитьери
С молодым режиссером Паскуале Скуитьери Клаудия Кардинале уже была знакома
несколько лет. Их первой совместной работой стала картина «Молодчики», вышедшая
в 1974 году. На съемках режиссер нарочито не обращал на Клаудию особого внимания.
Да и как иначе, ведь отбить подругу у самого Кристальди – дело небезопасное. Но,
влюбленная Клаудия и не думала скрывать своих чувств.
Когда об их романе узнали, последовал заговор продюсеров против Скуитьери,
и он на некоторое время остался без работы. Не лучшие времена настали и для Клаудии
Кардинале. Но в 1977 году он вновь вернулся в кино с картиной «Железный префект»,
где Клаудия прекрасно исполнила роль сицилийской крестьянки Анны Торризи.
В том же, 1977 году она снялась в картине Скуитьери «Корлеоне», а год спустя
на экраны вышла их новая совместная работа – «Снайпер», где Клаудии досталась
трагическая роль Марты, женщины из богатой родовитой семьи, пострадавшей от террора
властей.
Через три года совместной жизни с Паскуале Скуитьери Клаудия родила дочку.
Паскуале назвал ребенка в честь жены – Клаудия. Примечательно, что незадолго до
этого у Патрика тоже родилась дочь - Люсиль. Так что Клаудия стала в один год
и матерью и бабушкой.
80-е – 90-е
В 80-е годы Клаудия Кардинале продолжала активно сниматься в кино. В 1984 году
актриса вновь встретилась на съемочной площадке с Марчелло Мастрояни. В исторической
драме Марко Беллокьо «Генрих IV» Мастрояни исполнил главную мужскую роль, а Клаудия
сыграла Матильду. Были и другие работы: Елена Лепорелло в триллере Петера Зиннера
«Саламандра», принцесса Консуэло в военной драме Лилиани Кавани «Шкура», Анабель
в мелодраме Вариса Хусейна «Княжна Дэйзи». Все они, конечно, заслуживают внимания,
но этим картинам далеко до шедевров Висконти и Феллини.
В 1990 году Клаудия Кардинале снова посетила Советский Союз. На киностудии
«Узбекфильм» она снялась в исторической ленте Учкуна Назарова «Битва трех королей»,
рассказывающей о борьбе за престол принца Абдельмалека, объединившего кочевые
племена Марокко после победы в XIV веке над Португалией. В том фильме вместе с
Клаудией Кардинале снимались: Уго Тоньяцци, Сергей
Бондарчук, Альберт Филозов, Борис Химичев.
А в 1991 году актрисе довелось вновь поработать с Омаром Шерифом. Вместе они
снялись в очень сильной картине режиссера Анри Вернея «Мать», рассказывающей о
семье армян, которые, спасаясь от геноцида, приезжают в Марсель.
Великая актриса
С конца 1980-х Клаудия Кардинале живёт в Париже. Тогда она свой переезд объяснила
так: «Мы с Паскуале хотели, чтобы наша дочь говорила на нескольких языках. И когда
ей было 10 лет, мы с ней перебрались в Париж, где она ходила во франко-итальянскую
школу. Кроме того, во Франции с гораздо большим уважением относятся к актерам.
Ко мне не пристают на улицах, я могу спокойно гулять. Тогда как в Риме ни минуты
покоя не дают папарацци».
С середины 90-х Клаудия Кардинале снимается в кино редко. Зато великая актриса
активно занимается общественной деятельностью. Когда ее назначили послом доброй
воли в ЮНЕСКО, Клаудия Кардинале отнеслась к этому со сверхответственностью. Тщательно
изучив проблемы голодающих детей в Африке, она выступила с развернутым докладом.
К сожалению, этот доклад привлек больше внимания к ее персоне, нежели с самим
детям. Для Клаудии это стало горьким разочарованием. Другим направлением ее общественной
деятельности стало создание ассоциации помощи больным СПИДом.
Клаудия Кардинале по-прежнему прекрасно выглядит, и это без каких либо подтяжек
и операций. Она против них. Периодически она появляется в кино. В 2008 году великая
актриса сыграла роль Сары в комедии Мехди Бен Аттиа «Нить».
Младшая сестра Клаудии Бланш так и не стала актрисой, хотя стремилась к этому
всю жизнь и была очень красивой. Она пробовала себя в кино, театре, и даже в качестве
оператора, но так и осталась в тени великой сестры.
Игорь BIN
Использованные материалы:
A Tribute to Claudia Cardinale www.claudiacardinale.co.uk;
«Тайна Клаудии Кардинале» http://telegid-dn.narod.ru;
Юрий Коваленко, «Марлону Брандо не могли отказать ни женщины, ни мужчины», «Известия»,
http://www.izvestia.ru;
Ирина Баранчеева, «Клаудиа Кардинале: между политикой и любовью», «Литературная
газета»;
Юрий Коваленко, «Клаудия Кардинале: «Я играю роли, но не торгую своим телом»,
«Известия», http://www.izvestia.ru;
Клаудиа Кардинале, http://www.woomen.ru;
«Клаудиа Кардинале: «Будь не кошкой, а тигрицей...», http://www.italia-magazine.ru
Екатерина Барабаш, «Клаудии Кардинале исполнилось 70 лет», НГ Антракт 2008-04-18,
http://www.c-cafe.ru;
Клаудия Кардинале, «Он вернул мне улыбку...», (из книги воспоминаний), «Вагриус»,
серия «Мой ХХ век»;
Елена Власова, «Без вины виноватая Клава К.», 01.03.02, http://www.chas-daily.com